Ситуации
ситуация без описания
Справочник
1.1. Любовь и принятие
Потребность в безусловной любви и принятии такими, какие мы есть, без необходимости заслуживать это отношение.
Маркеры нарушения:
- Стремление заслужить любовь
- Страх показать себя настоящего
- "Меня примут только если..."
Как удовлетворяется:
- Родитель утешает и говорит о любви, даже когда ребенок расстроен или плохо себя ведет
- Показывает ребенку: «ты дорог мне и нужен всегда»
- Любовь не зависит от поведения или достижений ребенка
- Принятие всех аспектов личности ребенка
Что происходит при нарушении:
- Формируется убеждение, что любовь надо заслужить
- Низкая самооценка и зависимость от мнения других
- Страх быть отвергнутым при любом «неправильном» поведении
- Трудности в близких отношениях
1.2. Безопасность и защита
Потребность в физической и эмоциональной защите, ощущении безопасности и стабильности окружающего мира.
Маркеры нарушения:
- Ожидание опасности
- Чувство незащищенности
- "Никто не защитит"
- Тревога и гипербдительность
Как удовлетворяется:
- Постоянное присутствие родительской фигуры рядом
- Создание безопасного пространства для ребенка
- Контроль ситуации и способность защитить ребенка
- Предупреждение о возможных опасностях и обучение их избеганию
- Стабильный распорядок дня и предсказуемость окружения
Что происходит при нарушении:
- Постоянный страх и тревога
- Ощущение беззащитности и уязвимости
- Восприятие мира как крайне опасного места
- Развитие страхов, фобий, тревожных расстройств
- Склонность к изоляции или агрессивному поведению
1.3. Понимание и сострадание
Потребность в том, чтобы наши чувства, переживания и поступки понимались и принимались другими людьми.
Маркеры нарушения:
- Одиночество среди людей
- "Никто не понимает"
- Обесценивание чувств
- Игнорирование переживаний
Как удовлетворяется:
- Родитель говорит: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства»
- Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка
- Проявление сочувствия и сопереживания
- Признание важности переживаний ребенка
- Разделение чувств и эмоций
Что происходит при нарушении:
- Формируется схема Эмоциональной Депривации
- Постоянное чувство одиночества и непонятости
- Убеждение, что эмоции не важны
- Трудности в выражении своих потребностей
- Проблемы с созданием близких отношений
1.4. Поддержка и поощрение
Потребность в поддержке самостоятельных действий и поощрении любых позитивных инициатив ребенка.
Маркеры нарушения:
- Критика вместо поддержки
- Обесценивание усилий
- "Все равно не получится"
- Страх критики за инициативу
Как удовлетворяется:
- Поощрение даже маленьких самостоятельных шагов ребенка
- Поддержка решений и инициатив ребенка
- Признание результатов деятельности ребенка
- Право на ошибку и любой результат
- Безусловная поддержка в любых начинаниях
Что происходит при нарушении:
- Формируется убеждение в собственной уязвимости
- Повышенная чувствительность к критике и недовольству
- Неуверенность в собственных действиях
- Зависимость от мнения окружающих
- Развитие копинговых режимов: Поиск одобрения или Отстраненный Защитник
1.5. Наставничество и направление
Потребность в сильном взрослом, который знает, что нужно делать и как, может направить, научить и поддержать в трудной ситуации.
Маркеры нарушения:
- Растерянность
- "Не знаю как правильно"
- Не к кому обратиться
- Отсутствие примера/ориентира
Как удовлетворяется:
- Присутствие авторитетного взрослого, который может дать направление
- Обучение и наставничество в решении жизненных задач
- Баланс между направлением и предоставлением автономии
- Постепенное увеличение самостоятельности с возрастом
- Поддержка в формировании навыков и компетенций
Что происходит при нарушении:
- Повышенная тревога и растерянность
- Чувство некомпетентности и неуверенности
- Склонность к беспокойству и сомнениям
- Диссонанс между внешней компетентностью и внутренней неуверенностью
- Трудности с принятием решений и планированием
1.6. Стабильность и предсказуемость
Потребность в стабильных, предсказуемых отношениях, где можно быть уверенным, что близкий человек всегда будет рядом.
Маркеры нарушения:
- Страх быть брошенным
- "Он/она уйдет"
- Проверка отношений
- Тревога при разлуке
- Непредсказуемость близких
Как удовлетворяется:
- Стабильная и последовательная забота, не зависящая от обстоятельств
- Неизменное послание: «ты желанный, тебе всегда здесь рады»
- Надежность и постоянство в отношениях
- Поддержка даже при внешних переменах (переезд, развод и т.д.)
- Создание ощущения надежного тыла
Что происходит при нарушении:
- Формируется схема Покинутости
- Страх быть брошенным даже в счастливые моменты
- Трудности в переживании любых разлук
- Неспособность к эмоциональной открытости
- Постоянное ощущение нестабильности в отношениях
2. Автономия и компетентность
Потребность в независимости, самодостаточности, самоопределении и способности эффективно действовать для достижения собственных целей.
Маркеры нарушения:
- Зависимость от других
- Неверие в себя
- "Не справлюсь сам"
- Избегание самостоятельности
- Беспомощность
Как удовлетворяется:
- Поощрение самостоятельного поведения ребенка в соответствии с возрастом
- Предоставление возможности принимать собственные решения
- Поддержка в формировании навыков и компетенций
- Вера в способности и успех ребенка
- Баланс между опекой и самостоятельностью
Что происходит при нарушении:
- Чрезмерная зависимость от других людей
- Неуверенность в собственных силах и возможностях
- Трудности с формированием собственной идентичности
- Проблемы с постановкой и достижением целей
- Низкая самооценка и страх самостоятельных действий
3. Четкие, реалистичные границы
Потребность в структурированных отношениях, реалистичных границах, разумной дисциплине и развитии самоконтроля.
Маркеры нарушения:
- Игнорирование границ других
- "Правила не для меня"
- Нет самоконтроля
- Требование привилегий
- Неспособность ждать
Как удовлетворяется:
- Установление четких и последовательных правил и ограничений
- Обучение ребенка следовать правилам и уважать права других
- Развитие способности выдерживать дискомфорт и откладывать удовлетворение
- Адекватный уровень руководства и наблюдения
- Обучение самоконтролю и дисциплине
Что происходит при нарушении:
- Неспособность понимать права других людей
- Трудности с постановкой и достижением долгосрочных целей
- Неспособность уважать других и сотрудничать с ними
- Проблемы с самоконтролем и сдерживанием обещаний
- Восприятие как эгоистичного, безответственного и избалованного человека
4. Свободное выражение чувств, потребностей и эмоций
Потребность в возможности свободно выражать и обсуждать свои эмоции, потребности и чувства, быть услышанным и принятым.
Маркеры нарушения:
- Подавление своих желаний
- Страх выразить несогласие
- "Мои чувства не важны"
- Вина при заботе о себе
- Фокус на чужих потребностях
Как удовлетворяется:
- Возможность говорить о том, что волнует, чувствует и в чем нуждается
- Быть услышанным, понятым и принятым в своих переживаниях
- Стабильная валидация чувств и потребностей
- Отсутствие запретов на выражение эмоций
- Поддержка спонтанного и естественного поведения
Что происходит при нарушении:
- Формируются схемы покорности и самопожертвования
- Привычное подавление собственных чувств и желаний
- Смещение или отказ от собственных интересов в угоду другим
- Внешний локус контроля и самооценки
- Трудности с созданием близких открытых отношений
- Проблемы с регуляцией сильных эмоций
5. Спонтанность и игра
Потребность в игре, радости, спонтанном проявлении чувств и получении удовольствия от жизни и творчества.
Маркеры нарушения:
- Вина за отдых
- "Нельзя развлекаться"
- Только обязанности
- Подавление порывов
- Невозможность расслабиться
Как удовлетворяется:
- Возможность играть, радоваться и дурачиться
- Спонтанное проявление чувств и искреннее выражение эмоций
- Поддержка игровой активности и творчества
- Возможность получать удовольствие от процесса деятельности
- Развитие чувства юмора и игрового взаимодействия
Что происходит при нарушении:
- Трудности в получении удовольствия от жизни
- Отсутствие радости от процесса общения и творчества
- Фиксация на планировании и достижении результатов
- Повышенная тревожность и перфекционизм
- Развитие схем жестких стандартов и негативизма
- Подавление эмоций и спонтанности