Ситуации

ситуация без описания


Справочник

0 групп
10 карточек

1.1. Любовь и принятие

Потребность в безусловной любви и принятии такими, какие мы есть, без необходимости заслуживать это отношение.

Маркеры нарушения:

  • Стремление заслужить любовь
  • Страх показать себя настоящего
  • "Меня примут только если..."

Как удовлетворяется:

  • Родитель утешает и говорит о любви, даже когда ребенок расстроен или плохо себя ведет
  • Показывает ребенку: «ты дорог мне и нужен всегда»
  • Любовь не зависит от поведения или достижений ребенка
  • Принятие всех аспектов личности ребенка

Что происходит при нарушении:

  • Формируется убеждение, что любовь надо заслужить
  • Низкая самооценка и зависимость от мнения других
  • Страх быть отвергнутым при любом «неправильном» поведении
  • Трудности в близких отношениях

1.2. Безопасность и защита

Потребность в физической и эмоциональной защите, ощущении безопасности и стабильности окружающего мира.

Маркеры нарушения:

  • Ожидание опасности
  • Чувство незащищенности
  • "Никто не защитит"
  • Тревога и гипербдительность

Как удовлетворяется:

  • Постоянное присутствие родительской фигуры рядом
  • Создание безопасного пространства для ребенка
  • Контроль ситуации и способность защитить ребенка
  • Предупреждение о возможных опасностях и обучение их избеганию
  • Стабильный распорядок дня и предсказуемость окружения

Что происходит при нарушении:

  • Постоянный страх и тревога
  • Ощущение беззащитности и уязвимости
  • Восприятие мира как крайне опасного места
  • Развитие страхов, фобий, тревожных расстройств
  • Склонность к изоляции или агрессивному поведению

1.3. Понимание и сострадание

Потребность в том, чтобы наши чувства, переживания и поступки понимались и принимались другими людьми.

Маркеры нарушения:

  • Одиночество среди людей
  • "Никто не понимает"
  • Обесценивание чувств
  • Игнорирование переживаний

Как удовлетворяется:

  • Родитель говорит: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства»
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка
  • Проявление сочувствия и сопереживания
  • Признание важности переживаний ребенка
  • Разделение чувств и эмоций

Что происходит при нарушении:

  • Формируется схема Эмоциональной Депривации
  • Постоянное чувство одиночества и непонятости
  • Убеждение, что эмоции не важны
  • Трудности в выражении своих потребностей
  • Проблемы с созданием близких отношений

1.4. Поддержка и поощрение

Потребность в поддержке самостоятельных действий и поощрении любых позитивных инициатив ребенка.

Маркеры нарушения:

  • Критика вместо поддержки
  • Обесценивание усилий
  • "Все равно не получится"
  • Страх критики за инициативу

Как удовлетворяется:

  • Поощрение даже маленьких самостоятельных шагов ребенка
  • Поддержка решений и инициатив ребенка
  • Признание результатов деятельности ребенка
  • Право на ошибку и любой результат
  • Безусловная поддержка в любых начинаниях

Что происходит при нарушении:

  • Формируется убеждение в собственной уязвимости
  • Повышенная чувствительность к критике и недовольству
  • Неуверенность в собственных действиях
  • Зависимость от мнения окружающих
  • Развитие копинговых режимов: Поиск одобрения или Отстраненный Защитник

1.5. Наставничество и направление

Потребность в сильном взрослом, который знает, что нужно делать и как, может направить, научить и поддержать в трудной ситуации.

Маркеры нарушения:

  • Растерянность
  • "Не знаю как правильно"
  • Не к кому обратиться
  • Отсутствие примера/ориентира

Как удовлетворяется:

  • Присутствие авторитетного взрослого, который может дать направление
  • Обучение и наставничество в решении жизненных задач
  • Баланс между направлением и предоставлением автономии
  • Постепенное увеличение самостоятельности с возрастом
  • Поддержка в формировании навыков и компетенций

Что происходит при нарушении:

  • Повышенная тревога и растерянность
  • Чувство некомпетентности и неуверенности
  • Склонность к беспокойству и сомнениям
  • Диссонанс между внешней компетентностью и внутренней неуверенностью
  • Трудности с принятием решений и планированием

1.6. Стабильность и предсказуемость

Потребность в стабильных, предсказуемых отношениях, где можно быть уверенным, что близкий человек всегда будет рядом.

Маркеры нарушения:

  • Страх быть брошенным
  • "Он/она уйдет"
  • Проверка отношений
  • Тревога при разлуке
  • Непредсказуемость близких

Как удовлетворяется:

  • Стабильная и последовательная забота, не зависящая от обстоятельств
  • Неизменное послание: «ты желанный, тебе всегда здесь рады»
  • Надежность и постоянство в отношениях
  • Поддержка даже при внешних переменах (переезд, развод и т.д.)
  • Создание ощущения надежного тыла

Что происходит при нарушении:

  • Формируется схема Покинутости
  • Страх быть брошенным даже в счастливые моменты
  • Трудности в переживании любых разлук
  • Неспособность к эмоциональной открытости
  • Постоянное ощущение нестабильности в отношениях

2. Автономия и компетентность

Потребность в независимости, самодостаточности, самоопределении и способности эффективно действовать для достижения собственных целей.

Маркеры нарушения:

  • Зависимость от других
  • Неверие в себя
  • "Не справлюсь сам"
  • Избегание самостоятельности
  • Беспомощность

Как удовлетворяется:

  • Поощрение самостоятельного поведения ребенка в соответствии с возрастом
  • Предоставление возможности принимать собственные решения
  • Поддержка в формировании навыков и компетенций
  • Вера в способности и успех ребенка
  • Баланс между опекой и самостоятельностью

Что происходит при нарушении:

  • Чрезмерная зависимость от других людей
  • Неуверенность в собственных силах и возможностях
  • Трудности с формированием собственной идентичности
  • Проблемы с постановкой и достижением целей
  • Низкая самооценка и страх самостоятельных действий

3. Четкие, реалистичные границы

Потребность в структурированных отношениях, реалистичных границах, разумной дисциплине и развитии самоконтроля.

Маркеры нарушения:

  • Игнорирование границ других
  • "Правила не для меня"
  • Нет самоконтроля
  • Требование привилегий
  • Неспособность ждать

Как удовлетворяется:

  • Установление четких и последовательных правил и ограничений
  • Обучение ребенка следовать правилам и уважать права других
  • Развитие способности выдерживать дискомфорт и откладывать удовлетворение
  • Адекватный уровень руководства и наблюдения
  • Обучение самоконтролю и дисциплине

Что происходит при нарушении:

  • Неспособность понимать права других людей
  • Трудности с постановкой и достижением долгосрочных целей
  • Неспособность уважать других и сотрудничать с ними
  • Проблемы с самоконтролем и сдерживанием обещаний
  • Восприятие как эгоистичного, безответственного и избалованного человека

4. Свободное выражение чувств, потребностей и эмоций

Потребность в возможности свободно выражать и обсуждать свои эмоции, потребности и чувства, быть услышанным и принятым.

Маркеры нарушения:

  • Подавление своих желаний
  • Страх выразить несогласие
  • "Мои чувства не важны"
  • Вина при заботе о себе
  • Фокус на чужих потребностях

Как удовлетворяется:

  • Возможность говорить о том, что волнует, чувствует и в чем нуждается
  • Быть услышанным, понятым и принятым в своих переживаниях
  • Стабильная валидация чувств и потребностей
  • Отсутствие запретов на выражение эмоций
  • Поддержка спонтанного и естественного поведения

Что происходит при нарушении:

  • Формируются схемы покорности и самопожертвования
  • Привычное подавление собственных чувств и желаний
  • Смещение или отказ от собственных интересов в угоду другим
  • Внешний локус контроля и самооценки
  • Трудности с созданием близких открытых отношений
  • Проблемы с регуляцией сильных эмоций

5. Спонтанность и игра

Потребность в игре, радости, спонтанном проявлении чувств и получении удовольствия от жизни и творчества.

Маркеры нарушения:

  • Вина за отдых
  • "Нельзя развлекаться"
  • Только обязанности
  • Подавление порывов
  • Невозможность расслабиться

Как удовлетворяется:

  • Возможность играть, радоваться и дурачиться
  • Спонтанное проявление чувств и искреннее выражение эмоций
  • Поддержка игровой активности и творчества
  • Возможность получать удовольствие от процесса деятельности
  • Развитие чувства юмора и игрового взаимодействия

Что происходит при нарушении:

  • Трудности в получении удовольствия от жизни
  • Отсутствие радости от процесса общения и творчества
  • Фиксация на планировании и достижении результатов
  • Повышенная тревожность и перфекционизм
  • Развитие схем жестких стандартов и негативизма
  • Подавление эмоций и спонтанности

Видео